Слово «Дхармапала» дословно означает того, кто покровительствует всем местам, где дается и распространяется учение Дхармы, кто всегда поддерживает и защищает, кто полагает своей обязанностью следить за тем, чтобы даже одно единственное слово из сутр и тантр, принципов учения Будды не было искажено, продолжать распространять и укоренять Дхарму на других континентах, защищать храмы, монастыри и колесо учения Дхармы, пока не подойдет к концу срок существования самой Дхармы.
Защитники являются воплощениями божеств мудрости, таких как Махакала, Палден Лхамо, Каларупа, Ямантака, Ваджракилая, Хаягрива и т.д.
Деятельность защитников включает в себя защиту Дхармы, поддержание и продление жизни великих мастеров и держателей Дхармы, помощь в распространении Дхармы Будды в десяти направлениях, обеспечение счастья и благополучия человечества, а также, умиротворение войн, голода и естественных катаклизмов, увеличение благополучия, победа врагов, совершающих неблагодеяния, и черных духов. Также устранение препятствий, мешающих Дхарме.
Традиция почитания защитников Дхармы происходит из Индии. Согласно сутрам, во времена Будды упоминаются Брахма, Индра и четыре великих царя – стража четырех направлений: Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе и Вайшравана на севере. Их называют «Четыре царя».
Махакала почитается в традиции Ваджраяны. Основная миссия этого божества – убирать препятствия, преодолевать сложности, помогать людям, стремящимся к Пробуждению.
Его имя означает «Великий черный» или же «Великое время» в зависимости от точности перевода. Но в разных странах Махакала имеет различные имена:
в Тибете – Нагпо Ченпо;
в Монголии – Махгал;
в Японии – Дайкоку.
Как бы его ни называли, он имеет огромное количество ипостасей, но в большинстве случаев изображается как гневное божество.
Несмотря на гневный образ, Махакала обладает сочувствующей и сострадательной натурой. Его высшая цель – стремление к Пробуждению, а частная, помогающая всем практикам – преодоление препятствий на пути к нему, увеличение силы, накопление знаний, духовное развитие.
В Тибете его почтительно называют Нагпо Ченпо «Великий черный хранитель». Махакала может иметь самые разные формы: с разным количеством рук, разных цветов, и в каждом случае конкретное божество будет иметь особое значение. Называют 72 его эманации, но есть мнение, что их количество превышает тысячу.
Защитник Дхармы ногами удерживает божество Винаяка с головой слона – это демон, чинящий препятствия.
У божества есть и женское воплощение – Махакали, богиня Шридэви, другой ипостасью которой считается гневная Палдэн Лхамо. Шридеви вместе с супругом нередко изображаются в союзе яб-юм
Общеизвестно, что в буддизме практика Махакалы проявилась в эту эпоху впервые через махасиддха Шаварипу. Однажды, будучи уже реализованным мастером, он увидел, как из дерева к нему вышел Шестирукий Махакала именно в таком образе, как мы Его знаем теперь. И Шаварипа же сочинил первое призывание Махакалы и принёс в наш мир Его тантру.
Форма Махакалы с шестью руками относится к числу хранителей Тибета, и является главой Защитников в школе гелуг.
Он украшен следующими символическими атрибутами:
1). Корона из пяти черепов — это символ превращения пяти основных клеш в пять Будда-мудростей. Таким образом:
- а). Невежество преображается в мудрость реальности.
- б). Гордость становится мудростью равностности явлений.
- в). Страсть становится мудростью различения.
- г). Ревность становится мудростью безошибочного деяния.
- д). Гнев становится зерцалоподобной мудростью.
2). Шесть рук означают успешное завершение шести парамит.
3). Руки держат различные орудия, каждое из которых имеет символическое значение:
- а). Первая правая рука держит дигуг, кривой нож для разделки трупов. В символике Махакалы кривой нож перерезает жизненные вены врагов, таких как нарушители обетов самая и препятствующие духи.
- б). Чаша из черепа, капала, в его первой левой руке заполнена сердечной кровью этих врагов.
- в). В следующий правой руке Он держит дамару — в форме песочных часов, барабан, символ спанды, изначального звука, причинного импульса возникновения миров. Его звук пробуждает от невежественного состояния.
- г). Верхняя правая рука держит четки из черепов. Непрерывное перебирание четок является символом вечной деятельности, которую Махакала проявляет в космическом масштабе.
- д). Другая левая рука держит трезубец, который представляет Три Драгоценности — Будду, Дхарму и Сангху, а также Трикайю и супругу, Юм Махакалы.
- е). Наконец петля, лассо, — для тех, кто сбился с пути Дхармы.
Левая нога Махакалы в вытянута, а правая согнута в колене. Эта поза пратиалидха, символ достижения на благо других и себя. Винаяка с головой слона лежит раздавленный под ногами Махакалы и представляет нашу инстинктивную силу, преимущественно силу животных, и желание, которое, когда пробуждается, может оказаться чрезвычайно разрушительным. Это, однако, также может быть очень полезным для нашего саморазвития и послужит реализации, когда мы это освоим и приведём к мере управления.
Диск Солнца, на котором стоит Махакала, обозначает освещение тьмы невежества, а лотос, на котором этот диск лежит, означает неоскверненную чистоту.
Пылающий огонь, окружающий Махакалу, демонстрирует Его мощную энергию, чтобы истреблять все невротические состояния ума. Кроме того, три глаза — это способность видеть прошлое, настоящее и будущее. То, что Он смотрит на мир широко открытыми глазами, означает, что он рассержен текущим состоянием мира)).
Змеи на Его теле — в качестве украшений, а также как нить брахмана. Корчась, змея являет метафору перемешивания нашей психической инстинктивной и изначальной энергии, и Махакала носит змей как знак того, что вместо того, чтоб препятствовать нашему духовному развитию, такие эмоции были приручены и «запряжены», став в процессе венцом украшений славы реализации.
История Гонпо Чагдругпы (Махакала) – свирепой, гневной манифестации Ченрезига (Авалокитешвара).
В далёком прошлом, Гонпо достиг реализации высшего, просветлённого ума бодхичитты в присутствии Будды Нангва Тхае (Амитабха). В своих молитвах он поклялся, что, случись хоть малейшее нарушение этого обета бодхисаттвы, его голова разобьётся на тысячи частей. Он оставался в затворничестве в Риво Потала, откуда совершал деяния на благо живых существ. И вот настало время упадка и деградации, когда нравы живых существ испортились, а деяния их стали более вредоносными. Гонпо был весьма разочарован. Он почувствовал, что не в его силах помочь живым существам со столь сильными негативными наклонностями. Таким образом, он отступился от своего обета бодхисаттвы. В тот же миг его голова разлетелась на тысячу частей. Узнав об этом, Будда Амитабха явился ему и сказал, что он должен снова прочесть священные слова клятвы, которые Гонпо произнёс в прошлом, когда брал на себя обеты. Выполнив это, защитник проявился уже с шестью руками, после чего возвратился в мир, чтобы продолжить денно и нощно служить на благо всех живых существ. Гонпо Чагдругпа является основным защитником линии Гелугпа.
Существует разница между защитниками, местными охранителями и Дхармапалами. Она определяется исходя из того, обладают ли они высшим или низшим воззрением, наивысшими или простыми заслугами. Если обыкновенный местный защитник является Карчог (на стороне добродетели), тогда совместно с Дхармапалами он может осуществлять все благие и добродетельные активности повсеместно и во всех направлениях. Однако если местный защитник является Нагчог (темные силы), тогда в отличие от Дхармапал, подобные местные охранители будут сеять гнев, недоверие, разногласия, болезни, голод и ссоры, создавая различные препятствия в данном месте и окружении.
Самаи подлинного защитника Дхармы состоят в охране и защите слов Будды, владык трех семейств и великих реализованных мастеров Индии и Тибета. Их деятельность также заключается в сохранении и защите Дхармы во всех десяти направлениях, увеличение благосостояния и счастья всех живых существ, охрану и защиту превосходных великих существ – держателей традиции Дхармы.
Защитники Дхармы даруют защиту, благополучие и счастье всем нам. Эта задача была возложена на них реализованными бодхисаттвами. Что касается внешнего вида защитников, то все они бывают разных цветов: белые, черные, темно-синие, желтые, темно-красные, серые и так далее. Каждый цвет символизирует искусные методы. Защитники проявляются в разных формах повседневной жизни, но простым существам сложно их увидеть.