В Туве началась масштабная подготовка к «оживлению» статуи Будды Шакьямуни на Виланах. В ней принимают участие все районы Тувы, верующие из Кызыла и даже монахи из Тибета и Индии. «Оживление» статуи — процесс непростой. Необходимо совершить ритуалы согласно буддийским канонам и правильно заполнить полость статуи травами, драгоценными камнями, священными текстами, в центре которых должно находиться Древо жизни. Один из важных нюансов – выбор дерева, которое передаст статуе свою силу.
Выбор Древа (согшин, тиб.) – это один из первых шагов. На поиски подходящего отправились представили культурного Фонда Кужугета Шойгу, Камбы-лама Тувы Гелек Нацык-Доржу, монахи знаменитого тибетского тантрического монастыря Гьюдмед, расположенного в Индии, в частности монах Геше Туптен Келсан, доктор буддийских наук. Также в поисках принял участие и Геше Лопсан Пунцок из Тибета.
Поиски шли в Туранском лесхозе. На территории многих километров там раскинулся хвойный лес. Но не каждое хвойное дерево могло подойти к случаю, здесь важен не только размер, но и ограниченное количество сучков на стволе, а самое главное дерево должно быть полезным во всех отношениях.
«Это дерево должно приносить плоды и иметь лекарственные свойства, — рассказывает Камбы-лама Тувы. – Ели или лиственницы в этом отношении не совсем подходят, поэтому мы искали кедр. Он считается хлебным деревом, кормит животных и людей, а его ветви и смола используются в лекарственных целях. Ствол подходящего нам кедра должен быть прямым и не слишком тонким, около 30 см в диаметре, таким деревьям по 150-200 лет».
Еще одной важной частью выбора Древа жизни было особое «чувство». Монахи вместе с Камбы-ламой изучали лес и подходили только к тем деревьям, которые излучают особую энергетику.
«Нам очень повезло, что именно в этот момент Туву посетили сразу два Геше, — делится впечатлениями исполнительный директор Фонда Аяс Лопсан. — Это настоящие монахи, которые отреклись от мирских радостей и полностью посвятили себя служению. Башкы из Индии приехал из Дарамсалы, он служит в резиденции Далай-ламы. На территории других стран он проводит освящение буддийских ступ, субурганов и других религиозных сооружений. Группа прибыла в составе 4 монахов, в Туве они освятят субурган на горе Догээ. Управление Камбы-ламы попросило их принять участие в выборе Древа жизни для освящения статуи Будды на слиянии рек. Для нас это большая удача».
В тайге, неподалеку от зарослей спелой брусники, группа обнаружила два подходящих дерева возрастом около 200 лет. Одно для статуи Будды и другое для субургана, находящегося на возвышении рядом. Прежде чем повязать на деревья кадаки, ламы провели молебен.
«В этом месте тоже есть духи. Мы проведем ритуал для хозяина тайги (сабдаг, тиб., чер ээзи, тув.), обряд для духов и зверей, испросим дозволения, чтобы у них не было обиды, — сообщил Геше Туптен Келсан. – Подношениями белой еды и Санга (можжевелового дыма), мы задабриваем духов, чтобы впоследствии эти деревья несли добро».
Монах монастыря Гьюдмед отметил, что сегодня подходящий день для работ с деревом.
После ритуала и молитвы, на Древах жизни была отмечена восточная сторона. Это необходимо для последующей правильной установки ствола внутри статуи – также как оно росло, отметина будет смотреть на восток. Кроме того, на восточной стороне Древа жизни должны быть нанесены священные буддийские слоги. Далее, дерево нужно хорошо просушить, чтобы не было деформации во время закладки в статую, на этот процесс может понадобиться чуть больше месяца. После сушки, начнется формирование самого Древа жизни, это будет работа столяров, по чертежам они придадут ему правильную форму.
В статую Будды должны быть заложены и сакральные буддийские тексты (собрание Кангьюр и Тенгьюр), особым образом скрученные свитки мантр, всего 28 видов, свящённые буддийские реликвии, цаца (глиняные изображения буддийских божеств и ступ), благовония (можжевельник, полынь и другие травы), драгоценные металлы и камни, такие как золото, серебро, малахит, жемчуг, коралл, рубин, сапфир, берилл, и многое другое.
Согшин устанавливается в центр статуи Будды и, подобно центральному каналу в теле человека, представляет собой жизненную силу статуи. Согшин разделён на несколько частей, которые символизируют 5 жизненных энергетических центров (чакр). На каждую часть наносят специальные мантры и священные буддийские слоги Ом, А, Хум, Там, Хри.
«Древо должно стоять внутри статуи. Представьте себе анатомию человека, где ствол, словно спинной мозг, находится по центру, — делится секретами оживления Камбы-лама. – В образовавшуюся полость мы будем выкладывать мантры. Отдельные тексты для головы и далее ниже, согласно каждой чакре. Мантры — это основа, они имеют особое и самое важное значение. Маленькие статуэтки Будды можно оживить без Древа жизни, достаточно будет священных текстов. Ниже Древа будут заложены лекарственные травы, немного воды, камни из священных мест и драгоценные камни».
Все субстанции должны быть чистыми и должным образом освященными. Поскольку полостей внутри статуи оставаться не должно, необходимо иметь большое количество чистых благовоний или лечебных трав, которые должны быть плотно заложены между мантрами, заполняя все внутреннее пространство.
Всего в этом году в Туве выберут несколько Древ жизни для оживления ряда религиозных сооружений. В районах республики верующие уже начали сбор полыни. Для оживления всех объектов потребуется более восьми кузовов КамАЗов необходимых трав.