«Для нас, это очень радостный и действительно исторический день» — Камбы-лама Республики Тыва Гелек Нацык-Доржу.
В Кызыле прошла встреча представителей Культурного Фонда им. Кужугета Шойгу с Камбы-ламой Республики Тыва Гелек Нацык-Доржу, а также с тувинскими монахами и ламами Управления Камбы-ламы Тувы. Беседа прошла в дружеской теплой атмосфере. Учредитель Фонда Ирина Шойгу сообщила о решении учредителей культурного Фонда имени Кужугета Шойгу о том, что строящийся Храм будет Монастырем. А также будет создана местная религиозная организация, которая примет активное участие в становлении Монастыря.
Камбы-лама Республики Тыва Гелек Нацык-Доржу полностью поддержал решение, сказав, что это очень верное и своевременное решение, т.к. развитие буддизма в Туве после этапа разрушения, сейчас находится на том этапе, когда требуется возрождение чистых традиций буддизма, а именно создание буддийского монастыря.
В дореволюционной Туве существовало несколько буддийских монастырей, самые крупные из которых были в Самагалтае, древней столице Тувы и в Чадане, монастырь Устуу-Хурээ. Тувинские монахи в старые времена уходили на долгие годы с целью обучения в буддийские монастыри Тибета и Монголии, особыми монастырями для тувинцев являлись Дрепунг Гоман монастырь рядом с Лхасой, столицей Тибета и монастырь Лавран в тибетской провинции Амдо. В настоящее время тувинские монахи также получают учение в воссозданном в Индии, штат Карнатака, буддийском монастыре Дрепунг Гоман. Поэтому создание в Туве нового буддийского монастыря устанавливает связь времен, воссоздает преемственность буддийской традиции в Туве.
Во время встречи обсудили участие и помощь Камбы-ламы Республики Тыва и тувинских монахов в создании монашеской общины буддийского монастыря «Тубтен Шедруб Линг». Членами буддийского монастыря, согласно религиозным буддийским канонам могут быть только монахи, соблюдающие полные монашеские обеты (бхикшу, гелонг) — 253 обета, и шраманеры (гецулы), принявшие 36 обетов. Только полноправные монахи и монахини могут считаться членами буддийского монашеского ордена. Группа из четырех монахов (гелонгов), полностью посвященных в сан, считается буддийской общиной (сангхой).
Подводя итоги встречи, монахи и ламы Управления Камбы-ламы Тувы, выразили глубокую признательность и благодарность, особенно отметив что идти духовным путем их осознанный выбор и священный долг, помогать и участвовать в создании и становлении буддийского монастыря – большая честь и радость.
«Большое спасибо, вам, за заботу и доброту. Будучи добрыми людьми, вы спрашиваете нашего разрешения, мнения, но это наш долг, наша обязанность» — сказал Буян Башкы обращаясь к представителям Культурного Фонда им. Кужугета Шойгу.